Первую попытку объяснить патогенез алопеции предпринял китайский врач эпохи династии Суй – Чао Юаньфан (581–618 гг. до н.э.). В своем тексте «Трактат о происхождении и симптомах болезней», посвященном проблеме облысения, он довольно безапеляционно заявляет: «Головы этих людей захвачены злыми духами ветра, которые изнуряют их. Когда их силы иссякнут в этой борьбе, они начнут терять свои волосы. Очаг облысения может быть размером с монету. Выпадение волос длится долго и не вызывает зуда, словно невидимый призрак протирает эти голые пятна».
Позже китаец Чэнь Шигун из династии Мин (1555-1636) в своем тексте «Хирургическая аутентичность» написал, что алопеция «является последствием астении (недостатка энергии), и кожа не питается жизненной энергией ци, поэтому корни волос иссушены и пусты и легко выпадают. Кожа становится гладкой и блестящей, она зудит, как от укусов насекомых. Это происходит из-за действия «горячего ветра», когда всё тело в большей степени подвержено астении».
Как видим, у китайцев разных эпох есть некоторое несоответствие относительно зуда, зато, что касается ветра – тут полное единодушие.
С появлением современной медицины в 19 веке были предприняты попытки провести исследования для выявления первопричин возникновения алопеции.
Инфекционная алопеция.
Венгерский врач, пионер в области микробиологии, Дэвид Граби впервые выдвинул гипотезу об инфекционном происхождении алопеции. Это было в 1843 году. На коже головы своих пациентов, страдающих облысением, Граби обнаружил гриб «Microsporum audouini». Гипотеза о паразитическом происхождении алопеции куда более правдоподобна и логична, чем история с ветром, ведь правда? Очаговое выпадение волос и увеличение зоны поражения вполне может быть проявлением местной инфекции. Симптомы алопеции, сопровождающейся довольно быстрым выпадением волос и проплешины в виде пятен, почти аналогичны с проявлениями, наблюдаемыми у пациентов со стригущим лишаем или сифилисом. Вторичное проявление очаговой алопеции – поражение ногтевых пластин, что часто происходит и при сифилисе. Поэтому ещё и в 20 веке считалось, что алопеция заразна, как и любое инфекционное заболевание, а во Франции наличие облысения было причиной освобождения от военной службы. И, действительно, зачем лысому лоб забривать?! (считать за оксюморон)
Со временем происходит накопление информации и новых данных в отношении гипотезы об инфекционном происхождении алопеции. Светила дерматологии выделяют всё новые и новые разновидности грибов. В результате скрупулёзных исследований идентифицированные с алопецией бактерии моментально получают новую классификацию «бактериальные декальванты», а недуг, который они вызывают нарекли «декальвирующим фолликулитом», более на слуху у нас, как «рубцовая алопеция».
Доктора медицинских наук Базин и Стоуерс рассматривали алопецию, как вызванную инфекцией «tinea tonurans». Другие дерматологи так и не смогли выявить какие-то особые инфекционные агенты, которые могли бы спровоцировать алопецию. Вот и попытки исцелить болезнь путем инокуляции также не увенчались успехом. Таким образом, многие гипотезы относительно алопеции так и продолжают оставаться гипотезами. Наиболее достоверное объяснение даёт доктор Граби, и то, когда он допустил двусмысленность в диагнозе между алопецией и опоясывающим лишаём, вызванным туберкулезом. Немного позже французский дерматолог Сабуро пришел к выводу, что Граби в действительности изучал пациентов со стригущим лишаём. Постепенно дерматологи изменили свое мнение насчёт инфекционного происхождения алопеции. Но, хотя идея о том, что заболевание вызывает инфекционный агент, была отправлена на покой, все еще не исключена роль патогенных суперантигенов в повышении общей активности иммунной системы или, проще говоря, путем активации алопеции посредством имитации антигенного эпитопа.
А ещё проще – отмахнуться и согласиться с древними китайцами, что всё это дело рук духов и демонов проклятых. Ну, не ветром же надуло, в конце концов!